Идем в школу

Какой он — мой первоклассник?

Каждый раз задаю себе этот вопрос, перед тем как принимать новый первый класс.

Сейчас разработано немало методик определения готовности ребенка к обучению, способов определения «школьной зрелости».

Одни ученые и специалисты считают достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития организма (например, смену молочных зубов).

Другие связывают готовность непременно с умственным развитием.

Третьи считают необходимым условием определенный уровень психического, прежде всего, личностного, развития.

Как показывает практика, при массовом обучении детей, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение совокупность всех факторов.

Почему так необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу?

Фактически «неготовые дети – это дети группы риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления.

Именно такие ученики требуют особого подхода и особого внимания.

К сожалению, в связи с нехваткой мест в детских садах, финансовыми проблемами в семье, многие дети не посещают никаких занятий, направленных на то чтобы помочь ребенку подготовится к школьной жизни.

Зная эту проблему, в большинстве школ организуют подготовительные курсы.

Очень много зависит, от того какой детский сад посещал ребенок.

Как поставлена работа в подготовительных группах садика, видно сразу.

В конце учебного года я всегда пишу благодарственные письма работникам детских садов, выпускники, которых показали высокий уровень воспитанности и прилежности.

На самом деле работать с этими учениками — огромное удовольствие. Хочется дать, как можно больше, так как у таких детей огромное и осмысленное желание учится.

А вот ребятишки, не подготовленные в достаточной мере к школе, всегда вызывают у учителя тревогу, требуют особого подхода.

У многих родителей возникает вопрос: можно ли определить готовность к школе собственного ребенка? Безусловно, да.

Я вам предлагаю опросный лист, который даю родителям на первом собрании. Желательно, чтобы это собрание прошло уже в мае. Это позволит родителям задуматься, присмотреться внимательнее к своим детям.

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе:
отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легковозбудимый, раздражительный);
характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель);
навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий( работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается, при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная, правильно понимает смысл картинки или рассказа).

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).

7. Прошу родителей написать о состоянии здоровья их ребенка и что еще должен знать учитель, чтобы как можно легче установить контакт с учеником и помочь быстрее адаптироваться в новых условиях.
Дорогие родители.

Никто лучше вас не знает вашего ребенка.

Не стесняйтесь рассказывать о проблемах и переживаниях маленького школьника учителю.

Чем больше педагог будет знать о своем ученике, тем теснее образуется связь между вами и учителем.

А это способствует успешной учебе и комфортному пребыванию в школе вашего ребенка.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №40» г. Астрахани Зверева С. А. , статья написана для детского развивающего центра «Василек».