Приспособление (адаптация) будущего школьника

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу.

Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоится в школе по- настоящему.

Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Стрессовая ситуация, в которую попадает организм в новых условиях учебной, а не игровой деятельности — та высокая «цена», которую «платит» ребенок за достигнутые успехи.

Начало обучения в школе требует от школьника особой мобилизации как в социально — психологическом плане, так и физическом.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам, заботам.

Это самый напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует активизации интеллектуальных и физических сил.

Потому что меняется основная деятельность шестилетнего малыша.

От игры он переходит к учению.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка.

В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет именно эта нагрузка является наиболее утомительной.

Поэтому опытный учитель, воспитатель, родитель, знает, что нужна постоянная смена деятельности.

Для того, чтобы ребенок меньше утомлялся и сохранял здоровье, и интерес к учебному процессу.

Например: учитель с учениками решают примеры.

Сначала они выполняют эту работу в тетради — дети пишут, задействована мелкая моторика рук. Затем, учитель не меняет задание,  то есть  дети решают примеры, но уже играют в эстафету, к доске по очереди подбегает ученик и решает примеры, записанные на доске.

Меняется мышечная деятельность ученика.

Новизна действий позволяет выполнить работу — решение примеров — весело и интересно.

Дома, когда ребенок выполняет домашнюю работу, родителям следует регулировать пребывание ребенка в том или ином положении, каждые 15 минут менять вид деятельности.

Организовывать маленькие переменки, гимнастику, физкультминутки. Проводите их между письменными работами.

Учебная деятельность в школе носит преимущественно коллективный характер.

Именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе.

И все-таки элемент соревновательности, конкуренции доминируют в совместной работе.

Некоторые дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке.

не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко

Огромную роль в формировании отношений между детьми играют учитель и родители.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима оценка сверстников, их отношение.

Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят.

Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от интеллектуального развития, личностных характеристик, психического состояния.

Но ни учитель, ни родители не должны сосредотачивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ученика.

Нужно поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы.

Родители могут и должны помогать учителю в этой работе.

Важная цель воспитательной работы в первый год пребывания малыша в школе — привить ему чувство, что класс, школа не являются чуждой для него средой..

Здесь его ждет доброжелательный чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

Как правило, родители берут отпуск от работы в первые недели учебы ребенка в школе.

Это замечательная возможность познакомится родителям между собой.

Детей — одноклассников записывают в одни спортивные секции, танцевальные коллективы, кружки.

Это все способствует скорейшей адаптации ребенка в новом коллективе.

Сейчас в практике школьного обучения не используются отметки для оценки успехов первоклассников.

Отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребенка в школе.

На практике трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных двоек и пятерок используются рисунки, штампики, звездочки, различные символы, значки.

Увы, формальное отсутствие отметки не исключает зависимости ученика от любого знака, фактически указывающего ребенку, насколько он успешно включился в учебный процесс. Успешный он ученик, или его старания не привели к желаемому результату.

Конечно, учитель должен оценивать успехи своих учеников.

Но оценивать качественно, эмоционально, а не определенным баллом.

Более того обязательно должен быть замечен любой успех, пусть даже небольшой, много меньший по сравнению с другими ребятами.

И не заметить его нельзя! И учителю, и родителям нужно выделить успех ребенка.

А вот неудачи, неуспехи и недостатки совсем не нужно делать достоянием гласности — лучше поговорите с ребенком наедине.

Уважаемые родители, постарайтесь быть деликатными и корректными со своими детьми. Не отчитывайте их при всех в коридоре школы, не выражайте неудовольствие учителю, школе, родителям при детях.

Вы можете своим незначительным, с точки зрения взрослого, высказыванием нанести непоправимый вред.

Ребенок решит, что школа — это плохо, место, где его только ругают, где взрослые не верят в его силы. Желание учиться пропадет у него надолго, а то и навсегда.

В самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является основой для формирования учебной деятельности.

В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные с познанием, умением учиться, имеют незначительный вес.

«Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач» — считает В.В. Давыдов.

Он убедительно доказал, что учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др.», а значит механизмы адаптации ребенка в школе имеют то же многообразие аспектов.

Разбирать каждый аспект, думаю, не стоит в этой статье.  Этим занимаются ученые.

Ближе и понятнее для родителей именно психологическая и физиологическая адаптация шестилетки в школе…

Именно на эти стороны школьной жизни самого маленького ученика, я предлагаю обратить внимание мамам и папам, бабушкам и дедушкам.