Вечный шиворот-навыворот или Как научить ребенка одеваться

– Сто одежек и все без застежек. Что это?

– Это Машенька все вещички наизнанку надела.

– Да нет, милая. Это лук.

Ох, и нелегкая это наука – одеваться, хоть и интересна-а-я. Конечно, если мама с папой помогают и придумывают всяческие игры.

Малыш двух лет уже сам в состоянии надеть кое-какие вещички, но, конечно, он еще не может разобраться, где изнанка, где лицо, где перед, где зад. Не торопите кроху. И не расстраивайтесь сами. Поверьте, он очень быстро всему научится. Главное – поощрять самостоятельность, хвалить за любое ее проявление, не торопить дитя, самоотверженно сражающееся с кофточками или колготками и не ругать за неудачи.

Многие родители начинают экспресс-обучение малыша навыкам одевания, когда приходит пора отправляться в детский сад. Но скоростные методики вредны для ребенка хотя бы тем, что могут плохо отразиться на его самооценке. Лучше, если малыш, придя в детский коллектив будет чего-то не уметь (он сможет этому быстро научиться, глядя на других деток), чем станет бояться своих ошибок. Больше играйте с ребенком в игры вроде «Одень куклу» – таковых сейчас много, и они всем по карману. Детишек очень занимают развивающие игрушки со шнуровками, а также с самыми настоящими, большими пуговицами. Многие детки обожают застегивать и застегивать пуговицы на мамином пальто или молнии на папиной куртке. Выстирайте старую вещь и сделайте из нее чудесную раздевалку. И отдайте несколько вещичек, из которых малыш уже вырос, ему же «на растерзание». Как замечали многие известные педагоги, малыш намного развивается, если позволять ему не только в игрушки играть, но и пользоваться «взрослыми» предметами. Создайте ребенку дома естественную развивающую среду, и проблемы с одеванием решатся быстро и безболезненно.

Стоит отметить, что во всякого рода «одевалки» очень полезно играть и мальчикам, и девочкам. Поэтому если ваш доблестный рыцарь вдруг решил напялить свои носочки на куклу старшей сестры,  похвалите его. И знайте: мальчики имеют право с удовольствием играть в куклы. Все ваше неодобрение – не более, чем дань стереотипам.

Если вы начали обращать внимание на процесс одевания уже после трех лет, когда ребенок делает первые попытки отстраивать собственную личность и заявляет «Я сам», вам, конечно, понадобится много терпения. Но оно обязательно окупится. Кризисы преходящи, а умение одеваться рано или поздно приходит ко всем.

Чтобы вообще избежать больших проблем, стоит обращать внимание на процесс одевания даже до того, как ребенок начинает сам ходить. Придумывайте, находите и пойте песенки об одежках, играйте в забавные игры, надевайте шапочки на заек и мишек. И, конечно, «запихивая» малыша во всевозможные рубашечки и комбинезоны, ласково комментируйте свои действия. Например, так: «Вот сейчас мы наденем маечку. Но сначала посмотрим, как это сделать правильно. Ага! Вот здесь будет деткина спинка, а здесь – животик». Снимая вещички и аккуратно их складывая, тоже можно приговаривать, для чего вы это делаете. Малыши – очень хорошие ученики. Правда лишь в том случае, если обучение происходит с любовью и спонтанно, а действия родителей лишены всяческой дидактики. Тот факт, что соседский карапуз уже сам застегивается на все пуговицы, а ваш только в рукава научился попадать, ни в коем случае не должен вызывать у вас какие-то комплексы и неуверенность в собственном ребенке. Если мамочка и папочка убеждены, что их дитя – наилучшее, особенное и легко усваивающие все навыки, ребенок таким и будет. Ведь уверенность родителей быстро передается малышам.